Не просто пилот…

IMG_5112

Что значит быть не просто пилотом, а еще и спасателем Акерке Шопатаева сполна прочувствовала летом 2009 года, когда только начала работать в АО «Казавиаспас»…
Где-то в районе Талдыкоргана, на автодороге Алматы — Усть-Каменогорск  столкнулись две легковушки, погиб один человек, имелись раненные. Эвакуировать пострадавших отправили вертолет «Казавиаспаса» Ми-8 из Алматы. Вторым пилотом в экипаже была  Акерке Шопатаева.
Точку на трассе нашли быстро и, не глуша двигатели, приступили к погрузке пострадавших. Акерке и впервые увидела глаза людей, побывавших в ужасной катастрофе, а пронзительный плач двух маленьких детей, не мог заглушить даже гул двигателей вертолета…

После этого неоднократно приходилось участвовать в поисково-спасательных операциях, тушении пожаров с воздуха, доставлять грузы в места ЧС, а также часто отрабатывать на учениях действия по спасению с воздуха. Но плач тех детей, сквозь шум винтов и переговоров в эфире, ей слышится до сих пор…

Еще в школьные годы, все шло к тому, чтобы, Акерке попала в авиацию. Вначале было увлечение таэквандо – восточное единоборство закаляет не только тело, но и душу. Успешно выступая на различных соревнованиях  в стране и за рубежом, она стала обладателем черного пояса и 1-го дана по таэквондо.

А когда в алматинскую школу-гимназию №139пришел представитель ДОСААФ и предложил старшеклассникам учиться летать на самолете, Акерке, не задумываясь, записалась в Аэроклуб. Мать поддержала новое увлечение дочери. Кстати, родной дядя Акерке – Жумабек Еримов тоже авиатор, работает старшим борт механиком по вертолетам Ми-8 в одной из авиакомпании страны.

В Аэроклубе, на аэродроме Байсерке, азы летного дела девушке помогал осваивать сам Василий Жовтый –  человек-легенда, участник Великой отечественной войны, ас знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман». В мирное время он дал путевку в небо сотням юношей и девушек страны. Под его руководством Акерке научилась пилотировать самолеты Як-18 и Як-52.
Естественно, что в Академии ГА, куда она поступила после школы, ей было уже несложно освоить самолет Ан-2 и получить свидетельство пилота.

Свой трудовой путь в авиации Акерке Шопатаева начала в 2006 году, в авиакомпании Sky service. 2008 году узнав, что «Казавиаспас» набирает молодых пилотов для переподготовки на вертолеты, девушка подала туда заявление. Так она стала вторым пилотом вертолета Ми-8 и начала работать в одной из лучших авиакомпаний страны – АО «Казавиаспас». А летом 2009 года состоялся тот полет по эвакуации, пострадавших в ДТП людей…

Здесь, в авиакомпании она повстречала свою судьбу. С авиационным инженером, Азаматом Султанбаевым, тоже выпускником Академии ГА ей часто приходилось общаться по работе, иногда выезжать в служебные командировки. В какой-то момент они вдруг поняли, что уже не могут жить друг без друга.

В 2010 году Акерке и Азамат поженились. Так возникла новая авиационная семья,  в которой вскоре появились дети – сын и дочь. Сейчас Муслиму уже 5 лет, а Амине – 3 года.

С 2010 по 2013 год счастливая мать находилась в отпуске, воспитывая малышей и, конечно же,  скучала по любимой работе. Сейчас она вновь за штурвалом вертолета.
Когда начинают расспрашивать о старшинстве на работе и дома, Акерке с гордостью говорит:

- У меня два командира – командир ВС, с которым я летаю,а командир в нашей семье, безусловно, мой муж!

Азамат, кроме своей жены, еще сильно любит небо. Поэтому, работе на земле предпочел полеты и сейчас трудится бортмехаником, часто летая на вертолете. Иногда его ставят в экипаж, где вторым пилотом Акерке, а порой они летают порознь. Ничего не поделаешь – работа есть работа…

В один из последних дней мая 2014 года, с базы «Казавиаспаса» в аэропорту Боролдай  вылетел Ми-8 и взял курс на приграничный поселок Хоргос. Требовалось срочно эвакуировать группу геодезистов из горного ущелья. В результате оползня один человек получил сильную травму ноги.

Экипаж этого рейса был, можно казать, особый – усиленный, его возглавлял один из опытнейших вертолетчиков страны – заместитель эскадрильи, КВС Сергей Корольков. Вместе с ним работали командир звена Марат Кузутбаевым, второй пилот Акерке Шопатаева и бортмеханик Даулет Укубасов. На борту находились спасатели из республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО).

Эвакуация людей осложнялась, тем то, что в узком, горном ущелье отсутствовала подходящая площадка для посадки. Вертолету предстояло зависнуть в воздухе, чтобы спасатели подняли на борт экспедицию, при этом была опасность задеть лопастями крутые скалистые склоны.
Сергей Корольков со своим экипажем мастерски справился с непростой задачей. Менее 5-ти минут потребовалось спасателям, чтобы поднять на борт геодезистов. Весь экипаж Ми-8  работал быстро, четко и слаженно, с полуслова понимая друг друга. Впрочем, это и есть фирменный стиль работы всего летного состава авиакомпании «Казавиаспас», где трудится Акерке Шопатаева…

* * *

Возможно, следом за Акерке в вертолетную авиацию Казахстана, придут такие же, как и она – смелые, решительные, квалифицированные, милые и сильные духом девушки, бескорыстно любящие небо и авиацию. У нас в стране немало представительниц прекрасного пола, которые управляют самолетами. Но Акерке — пока единственная в Казахстане женщина-пилот вертолетов Ми-8, Ми-171,Ми-8МТВ.

Мы поздравляем героиню нашего очерка и всех девушек и женщин, связавших свою жизнь с авиацией, с международным женским днем!

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАЗАХСТАНА


Comments are closed.