Разъяснения по обнаружению дефекта и проведения контрольно-проверочного полета 30 апреля 2023 года 08.05.2023

Касательно обнаружения дефекта

30 апреля 2023 года во время выполнения послеполетного технического обслуживания инженерно-техническим составом был обнаружен дефект на задней стойке шасси вертолета б/н UP-EC026 в точке дежурства воздушного судна.

Согласно главе 05 Руководства по техническому обслуживанию вертолетов EC145 (AMM 05-51-00,6-4) завода-изготовителя Airbus Helicopters процедурой F1 «Грубая посадка» являются:

• контакт нижней части фюзеляжа с землей;

• видимая деформация хвостовой балки;

• деформация наружной обшивки фюзеляжа.

Кроме того, установленные на вертолете два инерционных датчика (срабатывающие при грубой посадке) в соответствии с главами 31 и 33 Руководства по техническому обслуживанию вертолетов EC145 (AMM 31-32-10, 4-2 и AMM 33-52-00) не зафиксировали грубую посадку и не сработали.

Вместе с тем, в целях обеспечения безопасности полетов для проведения полной инспекции в условиях линейной станции технического обслуживания 01 мая 2023 года был направлен запрос на завод-изготовитель Airbus Helicopters на перелет воздушного судна с приложением документов (полетная информация, фотоматериалы, карты-наряды).

Согласно рекомендациям завода от 3 мая 2023 года были выполнены все работы (инспекция антенны с верхней стороны фюзеляжа и хвостовой балки на предмет контакта с лопастями несущего винта, инспекция лопасти, проверка фюзеляж на отсутствие деформаций и повреждений, инспекция шасси на надёжность крепления) и у завода возражения к перелёту отсутствовали.

При этом, в соответствии с рекомендацией завода было также направлено уведомление в АО «Авиационная администрация Казахстана» о данном факте.

Только после получения одобрения завода вертолет 5 мая 2023 года перелетел в город Астану на базу, в настоящее время проводятся инспекционные работы.

В свою очередь, руководствуясь принципами объективности и беспристрастности Службой контроля качества и безопасности полетов АО «Казавиаспас» самостоятельно расследуется данный факт в рамках систем управления безопасностью полетов с целью выяснения обстоятельств появления дефекта у вертолета.

 

Касательно проведения контрольно-проверочного полета

В рамках подтверждения квалификации летного состава с одним из командиров воздушного судна (далее - КВС) был запланирован контрольно-проверочный полет с пилотом-экзаменатором АО «Казавиаспас» с совмещением контрольно-проверочного полета и устранения перерыва в летной работе более 30 дней.

В связи с отказом данного пилота-экзаменатора курс был поделен на два этапа:

1-этап - получение допуска после перерыва в летной работе более 30 дней КВС с пилотом-инструктором;

2-этап – контрольно-проверочный полет КВС с пилотом-экзаменатором для получения рейтинга.

В рамках 1-этапа выполнен учебно-тренировочный полет (далее - УТП) согласно Плану тренировочных полетов в районе аэропорта Павлодар на вертолете ЕС-145 б/н UP-EC026.

УТП проводился под руководством пилота-инструктора, который валидирован в АО «Авиационная администрация Казахстан» в качестве пилота-инструктора TRI (H) EC145.

Таким образом, совершенный 30 апреля 2023 года полет не являлся контрольно-проверочным.

По второму этапу был привлечен другой валидированный пилот-экзаменатор.