Помощь приходит с неба

Наш сегодняшний материал продолжает серию репортажей про службы, задача которых — спасение людей и предотвращение чрезвычайных ситуаций. Познакомившись с АО «Казавиаспас» на учениях ШОС , мы решили встретиться с представителями этой организации в более «мирной» обстановке. Герои нашего репортажа — сотрудники АО «Казавиаспас» и, конечно же, авиатехника.

История АО «Казавиаспас»
Как известно, для того, чтобы избежать или минимизировать материальные потери и человеческие жертвы от природных катаклизмов и техногенных аварий, все действия специальных служб должны быть четкими, оперативными, скоординированными и высокопрофессиональными, а сами службы должны быть отлично оснащены. В нашей стране такие службы есть, и нам, гражданам Казахстана, в этом вопросе есть чем гордиться. Мы хотим рассказать об авиационном подразделении Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан – АО “Казавиаспас”.

История компании начинается с 2002 года. Тогда, в феврале 2002 года, в составе республиканского государственного предприятия «Өрт сөндіруші» МЧС РК был сформирован авиационный отдел. Сегодня это крупное акционерное общество со стопроцентным участием государства в Уставном капитале, являющееся ведущей компанией как на казахстанском, так и на международном рынках. В своей деятельности компания руководствуется эффективными стратегиями бизнес-инжиниринга и внедрила систему менеджмента качества (СМК). Успешность ее деятельности и верного курса стратегического развития подтверждена рядом сертификатов как республиканских, так и международных:

  • Сертификат по итогам аудита ИКАО (Международная организация гражданской авиации при ООН), подтверждение высокого качества обеспечения безопасности полетов и соответствие оказываемых услуг  всем международным стандартам.
  • Сертификат качества ИСО 9001-2009,
  • Сертификат соответствия РК №KZ.7500207.07.03.00108,
  • Сертификат EFQM «Стремление к совершенству» (Committed to Excellence)
  • Сертификат качества, выданный Азиатской Организацией Качества (Asia Network for Quality ANQ).

К стратегическим партнерам АО «Казавиаспас» относятся спасательные ведомства таких стран как Россия, Латвия, Германия, США, Беларусь, Пакистан, Афганистан, Кыргызстан и др.На текущий момент, компания имеет подразделения в г. Астана (головной), г. Атырау, г. Алматы. Штатная численность – более 500 человек. Авиапарк предприятия насчитывает 31 воздушное судно и ангары для вертолетов в 10 городах страны в том числе:

  • самолеты: Ил–76ТД, Ан–12БК, Ту–154М, Ту–134А;
  • вертолеты: Ми-171, Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-17В-5, Ми-26;
  • вертолеты ЕС-145 (Eurocopter), оснащенные медицинскими модулями;
  • многофункциональные вертолеты Ка-32, оборудованные системой пожаротушения SIMPLEX для тушения пожаров в высотных зданиях;
  • недавно авиапарк компании пополнился новым вертолетом МИ-171

Основным предметом деятельности Общества является оказание авиационных услуг КЧС МВД РК, а также осуществление хозяйственной деятельности в сфере гражданской авиации. Воздушные суда КЧС МВД РК выполняют полеты по доставке гуманитарного груза, спасательных подразделений и оборудования в зоны чрезвычайных ситуаций. Авиация КЧС привлекается для выполнения полетов в паводкоопасных и горных местностях Алматинской области, обеспечивает восстановительные работы после ЧС,  участвует в спасении терпящих бедствие рыбаков, тушении лесных и степных пожаров. Также, воздушные суда Общества выполняют полеты по доставке квалифицированных  медицинских специалистов, транспортировке больных с удаленных населенных пунктов в районные, областные, республиканские медицинские учреждения для оказания им специализированной медицинской помощи.

В компании уделяют самое серьезное внимание квалификации персонала. Специалисты компании регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации в различных учебных центрах нашей страны. Например, это центры на базе Академии гражданской авиации г. Алматы и ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг». Также, благодаря тесному сотрудничеству АО «Казавиаспас» с зарубежными авиационными центрами, его специалисты регулярно проходят обучение в Германии, Франции, России и Кыргызстане. Только в 2014 году 133 специалиста компании прошли курсы повышения квалификации в соответствии с международными стандартами. В 2015 году более 100 специалистов прошли обучение по различным программам повышения квалификации.
Помимо курсов и программ, специалисты АО «Казавиаспас» регулярно участвуют на международных учениях спасательных подразделений «Казспас», учениях стран ОДКБ «Взаимодействие», а также сезонных учениях «Қыс» и «Каспий». На этих  мероприятиях происходит обмен опытом с зарубежными коллегами и совместная с ними отработка навыков пилотирования.
«Казавиаспас» приходит на помощь (несколько примеров)
Во время масштабных наводнений в Алматинской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях авиационные спасатели эвакуировали в безопасные места и тем самым спасли жизни нескольких тысяч человек.

С 2011 года АО «Казавиаспас» совместно с РГП «Республиканский центр санитарной авиации» Мин. здравоохранения и социального развития РК, в рамках Государственной программы развития здравоохранения на 2011-2015 годы «Саламатты Қазақстан», оказывает авиапомощь населению. С 2011 года налет по линии санитарной авиации составил почти 3050 часов, а 2251 человеку оказана экстренная медицинская помощь.

Вертолетами АО «Казавиаспас» осуществляются полеты по экстренной транспортировке пострадавших в ДТП в лечебные учреждения, по доставке донорских органов для пересадки; обрабатываются заявки разных регионов страны по экстренной доставке недоношенных новорожденных в родильные дома, имеющие современное оборудование и квалифицированный мед. персонал.

География спасательных операций не ограничивается территорией нашей страны. Граждане Казахстана и других стран всегда могут рассчитывать на помощь наших пилотов в любой точке земного шара. В июне 2013 года обанкротившаяся турецкая авиакомпания «Sky Airlines» отменила свои рейсы в Казахстан, и с 9 по 10 июня около 200 наших сограждан, находившихся на отдыхе в Турции, были благополучно доставлены воздушными судами АО «Казавиаспас» на Родину.

В 2008 году, согласно решению Президента нашей страны Назарбаева Н.А., пилоты АО «Казависпас» доставляли гуманитарный груз в Южную Осетию, пострадавшую от грузинской агрессии.

В августе этого года вертолет МИ-25Т был задействован для тушения пожара вблизи Токтагульской ГЭС в Кыргызстане.Пилоты АО «Казавиаспас» участвовали в тушении пожара в селе Кен Суу (Кыргызстан), а также в гг. Самара и Екатеринбург (РФ). За помощь в тушении пожара экипаж вертолета Ми-171 получили благодарность от МЧС РФ, всем участникам операции были вручены медали.

За всю историю существования компании была оказана помощь таким государствам как Египет, Турция, Кыргызстан, Китай, Пакистан и Япония. В общей сложности, воздушными судами АО «Казавиаспас» было доставлено 154 тонны гуманитарного груза.
Встреча
Нам, корреспондентам сайта traktor.asia посчастливилось пообщаться со специалистами АО «Казавиаспас» — это техники вертолетов и пилоты, люди, от работы которых непосредственно зависит успех проведения спасательных операций. Встреча проходила на аэродроме г. Боралдай (быв. Бурундай) — месте базирования авиатехники. Разговор наш шел в основном о вертолетах - о вертолете МИ-26Т (самый большой в мире вертолёт) и многофункциональном вертолёте Ка-32.

На сегодняшний день в арсенале АО «Казавиаспас», современная и надёжная авиатехника, но, все-таки, это не главное слагаемое успешной деятельности. Главное это люди, ведь без высококлассных пилотов, совершающих полеты, и специалистов по наземному техническому обслуживанию воздушных судов,  которые содержат авиапарк в исправном техническом состоянии, было бы невозможно выполнять те цели и задачи, ради которых и было создано АО «Казавиаспас».

Ранее мы писали об основных характеристиках вышеупомянутых вертолетов, поэтому повторяться не будем, а предоставим слово специалистам АО «Казавиаспас». Эти простые, суровые и мужественные люди без всякого пафоса поведали о своей сложной работе. С присущей представителям героических профессий скромностью, даже не обмолвились ни о личных достижениях, ни о значимости персонального вклада в общее дело.

1Тажикбаев Талгат Куатович, командир экипажа Ми-26Т,
заместитель Директора по ОЛР АО «Казавиаспас»

Корр: Как используется у нас эта машина? Ведь это самый большой в мире вертолёт Ми-26?

Тажикбаев Т: Да, это так, он самый большой. Данный вертолёт может быть полезен во многих ситуациях.  Можем перевезти крупногабаритный груз в труднодоступные места, куда невозможно подъехать на машинах, например, спецтехнику. Можем доставить, скажем, трактор весом 18 тонн на внешней подвеске. До 20 тонн можем доставлять. Всё зависит и от расстояния, и от количества заправленного топлива.  Например, в Балхашский район, где нет дорог, полет занимает порядка 2 часов.  Монтажные работы можем проводить, видео или фотосъёмку.

Корр: А насколько сложно научиться управлять вертолётом?

Тажикбаев Т: Это нелегко. И не всем дано. Например, бывает сразу видно человека, что это не его дело.  Порой человек не может понять, как «ловить» воздушные потоки, как держать машину по курсу. И часто бывает, когда в процессе обучения «списывают» людей. Когда нас учили, было именно так. И еще важный момент – много зависит от экипажа, ведь машину ведёт не один человек.

Например, я командир экипажа МИ-26, но есть у меня и инженер, который следит за параметрами, штурман и т.д. От того, насколько мы все работаем в команде четко,  слаженно и профессионально зависит успех полета.  Современный вертолет, тем более МИ-26, очень сложная машина, управлять ею одному человеку практически невозможно, ведь один человек не сможет полностью контролировать ситуацию, поэтому функции разделены.

Несмотря на то, что вертолет оборудован автопилотом, все равно человек и его навыки в приоритете, ведь если человеку летать не дано, никакой автопилот не поможет. Например, здесь, в Боралдае, обучают пилотов. На обучение даётся от 14 до 25 часов лётного времени. Если не удалось освоить программу за 25 часов, всё, дальше ничего хорошего не выйдет. Квалифицированный и опытный инструктор всегда это видит.
Тажикбаев Талгат Куатович, командир экипажа МИ-26Т

Конечно, все идеально летать не могут. И ошибки бывают, у нас они всегда тщательно разбираются и корректируются. Но, все равно, природное чувство машины быть должно. С этим рождаются, научиться этому нельзя. И настоящий лётчик никогда не говорит, что «я ас!». Мы вообще стараемся говорить так: я был лётчиком, пилотом. Всегда в прошедшем времени. Мы вот с Даулетом (бортмеханик-инструктор Укубаев Даулетхан Кызайбекович, на фото ниже) считаем себя молодыми и неопытными, хотя в авиации мы с ними уже немало лет. И каждый полёт даёт тебе возможность чему-то научиться. И каждый полёт – это всегда и неопределённость, и немалый риск.

2

Укубаев Даулетхан Кызайбекович, бортмеханик-инструктор

Николай Букин, ведущий инженер

Корр.: Скажите, а где производится облуживание вертолётов?
Н. Букин : База МИ-26 здесь, в Боралдае. Технический состав также здесь но на вылеты мы отправляется часто вместе с машиной, потому что далеко не во всех аэропортах могут производить обслуживание данных вертолётов.

3

Николай Букин, ведущий инженер

Корр:  Как необходимо переоборудовать вертолёт, чтобы перевозить пассажиров?
Н. Букин: Убираются топливные баки, остальное оборудование. Ставятся дополнительные кресла, и, теоретически, можно перевозить 80 пассажиров, но по требованиям гражданской авиации разрешается перевозить только 50 пассажиров. Можно поставить дополнительные баки, но они нужны только для перелётов на длинные расстояния. Если требуется перевозить тяжёлые грузы, то дополнительные баки убираются. Используется авиационный керосин. Основные баки – 9600 литров. Дополнительные баки — ещё 5000 литров. Можно установить такую же дополнительную группу баков. Итого можно получить дополнительно 10 тонн горючего.

MI-26T

Дополнительные топливные баки Ми-26Т

Максимально данный вертолёт поднимается на высоту 6000 метров. На такой высоте уже довольно холодно. Хотя конструкторы машины это предусмотрели. На вертолёте имеется противообледенительная система. На концах лопастей есть специальные металлические пластины, которые обогревают лопасти. Сам салон вертолета отапливается. Внизу под сиденьями есть специальные отверстия, из них поступает тёплый воздух, поступающий из двигателей. От этого в салоне очень тепло.

MI-26T

Внутри МИ-26Т можно перевозить различную технику

6Жарменов Еркин Жаксылыкович, техник вертолёта КА-32

Корр.: Расскажите немного о своем вертолете?

Е.Ж. Жарменов: Вертолет КА-32 является многофункциональным. В зависимости от оборудования он может использоваться как транспортных или грузовых целях, так и медицинских. Наш вертолёт, например, оборудован системой пожаротушения SYMPLEX, которая используется для тушения пожаров в высотных зданиях.

Также мы используем машину для транспортировки людей или как санитарную. Вертолет оборудован внешней подвеской, благодаря ей мы можем перемещать грузы массой до 5 тонн. К примеру, этим летом мы работали совместно с «Казселезащитой»: перевозили грузы, трубы, насосы, другое оборудование и всё на внешней подвеске.

В «Казавиаспасе» 2 такие машины: одна в Астане, другая здесь, в Алматы. Машины новые, они у нас с 2012 года и обе оснащены системой направленного пожаротушения Symplex. К счастью, у нас в городе не приходилось применять машину для тушения пожаров в  высотных зданиях. Только на различных учениях, например  на учениях ШОС

Жарменов Еркин Жаксылыкович, техник вертолёта КА-32

Корр.:  Как оцениваете надежность вертолета?
Е.Ж. Жарменов: Техника очень надежная. За три года использования пока не было случаев, по которым мы бы обращались на завод. Но мы следим за техническим состоянием, машины проходят регулярное обслуживание в необходимом объеме. Техническое обслуживание проходим тут, в Алматы. Если говорить про двигатели, чем я собственно и занимаюсь, то у МИ-8 и МИ-171 они одинаковые: проверенные, надёжные, Запорожского завода. По топливу: полная заправка примерно на 2300 литров, без дополнительных баков, хватает на 3 часа. Примерно на 700-800 километров. С дополнительными баками на внешней подвеске – 3400 литров.

KA-32

Вертолет КА-32

KA-32

В кабине вертолета КА-32

Корр.: Какими, на ваш взгляд, особенностями обладает КА-32 по сравнению с другими типами?
Е.Ж. Жарменов:  Изначально, он предназначен для морского базирования, как палубный вертолет. Шесть лопастей складываются для экономии места. У него четырёхопорное шасси, как следствие, он более устойчив при посадке, чем аналогичные машины. По сравнению с МИ-8 или МИ-171 он более манёвренный, компактный. Размах винтов 12 метров. Винты соосные. Заднего рулевого винта нет. Вместо него стабилизаторы. В горах возможны резкие порывы ветра, к ним КА-32 устойчив. Единственно, для пассажирских перевозок не очень подходит– тесновато. Что можно сказать еще? Этот вертолет пилоты хвалят. Техника хорошая, манёвренная, что немаловажно в горах. Если говорить по-народному – «ишачок». Нагрузишь его, и он тащит. Вынослив и неприхотлив.

На этом мы завершаем наш обзор о важной и благородной миссии АО «Казавиаспас», о ее современном техническом оснащении и людях, настоящих профессионалах своего дела, благодаря которым, компания пользуется авторитетом не только у нас, в Казахстане, но и во многих других странах мира.

Пользуясь случаем, поздравляем всех сотрудников компании АО «Казависпас» с Новым, 2016 годом, желаем им в этом году мирного неба над головой, крепкого здоровья, успехов и удачи! И отдельное пожелание  летному составу компании – пусть для этих людей  всегда работает простая арифметика – количество взлетов равняется количеству приземлений.

источник: https://traktor.asia/articles/kazaviaspas.html?lang=ru

Comments are closed.