Разъяснения по факту публикаций в некоторых средствах массовой информации 03.05.2023

В последнее время в отдельных средствах массовой информации публикуются материалы, содержащие не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию АО «Казавиаспас» и в частности генерального директора Абайдильдинова Б.С., умаляя честь и достоинство в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества.

4 апреля на сайте informburo.kz опубликована статья под названием «Катастрофическая ситуация: почему вертолетчики Казавиаспаса массово написали заявления об уходе», 7 апреля Казахское телеграфное агентство (КазТАГ) разместило статью «Летный состав «Казавиаспаса» сообщил Токаеву про нарушения и конфликт с руководством», 28 апреля на сайте общественно-политической газеты Время вышла публикация «Им целого неба мало», 29 апреля КазТАГ разместил статью, указывающую о ненадлежащем обеспечении безопасности полетов со ссылкой на работников Общества.

Вместе с тем правовая конструкция в отношении достоверности предоставленной информации является однобокой, при которой не достигается баланс прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. При этом оговаривается, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Глава государства в своем послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» акцентировал, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности. Это актуально как в масштабе целой страны, так и в масштабе отдельно взятой организации.

АО «Казавиаспас» определено Правительством страны единым оператором по предоставлению вертолетных услуг государственным органам и организациям. Данный статус налагает на авиакомпанию ответственность по обеспечению безопасных полетов, совершаемых в интересах населения Казахстана.

Правительством реализуется Программа развития АО «Казавиаспас», в рамках которой в течение 2020-2023 годов приобретено 11 вертолетов различных типов. По итогам реализации Программы предусматривается обновление авиапарка современными вертолетами и самолетами, а также развитие инфраструктуры. Поступившие воздушные суда (UP-MI870, UP-MI871, UP-MI872, UP-MI873, UP-MI874, UP-MI875, UP-EC040, UP-EC041, UP-EC043, UP-EC044, один оформляется) в оперативном порядке введены в строй с получением всех разрешительных документов (свидетельств о государственной регистрации, сертификатов летной годности, сертификатов по шуму, разрешений на использование радиопередающей аппаратуры).

Согласно Закону «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» под безопасностью полета понимается состояние, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

В 2022 году инспекторами АО «Авиационная администрация Казахстана» проведено 5 проверок по авиационным работам, авиационно-учебному центру и авиационной безопасности, 4 инспекционной проверки организации
по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
АО «Казавиаспас». В рамках рассмотрения обращения работников к Главе государства, 27 апреля т.г. АО «Авиационная администрация Казахстана» проведена внеплановая проверка АО «Казавиаспас», факты нарушения по обеспечению своевременных спасательных работ вертолетами не подтверждены, а факты отсутствия вертолетов на закрепленных участках в период дежурства по поисково-спасательным операциям частично подтверждены по причинам технической неисправности и выполнения периодических регламентных технических работ на воздушных судах, т.е. независящие от авиакомпании причины.

Также одним из факторов обеспечения безопасности полетов является надлежащее техническое состояние воздушного парка, соответствующее летно-техническим характеристикам, которые обеспечивают безопасность и летное качество. В этих целях воздушные суда подлежат ежегодной сертификации летной годности. В 2022 году сертификацию летной годности прошли 30 вертолетов с проведением АО «Авиационная администрация Казахстана» сертификационных обследований летной годности воздушных судов.

В целом, на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов направлено за 2020-2023 гг. 4млрд.016млн.тг (2020г. – 1 252млн.тг, 2021г. – 1 212.млн.тг, 2022г. – 1 552млн.тг), кроме того в 2022 году произведен капитальный ремонт одного вертолета на сумму 1млрд.153,1 млн.тг, двигателей вертолетов – 796,8 млн.тг, блоков управления топливом – 79,8 млн.тг. Следует отметить, что ремонт и обслуживание вертолетов осуществляется только на сертифицированных заводах-производителях согласно требованиям законодательства в сфере государственных закупках в части  приобретения услуг по ремонту авиационной техники на специализированных авиаремонтных предприятиях (пп. 41) п.3 ст.39), что исключает факторы установления контрафактных запасных частей и агрегатов.

В период с 2020 года проводится работа по приобретению основных средств для улучшения условий труда и оптимизации производственных процессов (2020г. – 418,9млн.тг, 2021г. – 286,2млн.тг, 2022г. – 3 716,0млн.тг), в том числе прорабатывается формирование технической аптечки (ремонтный фонд двигателей) для возможности оперативного ввода в строй воздушных судов (двигатели) в связи с логистическими задержками, сроками ремонта (превышающие 3 месяца), отсутствием двигателей и топливных насосов (FCU) у завода-изготовителя SAFRAN.

Проработан вопрос по приобретению комплекса услуг по проведению  переосвидетельствования  резинотехнических изделий (плот спасательный ПСН-6АМ в количестве 6 шт., жилет АСЖ-63П в количестве 58 шт.).

В рамках поставки в 2023-2024гг. 5-ти вертолетов Ми-8АМТ впервые предусматривается приобретение средств наземного обслуживания и контроля (калибр, динамометр, очиститель ультразвуковой очистки фильтроэлементов, прибор контроля  и стенд контроля герметичности фильтроэлементов, установка для промывки и эмульсирования двигателей, мобильная установка для отработки гидравлических систем вертолетов, устройство выборки отображения и преобразования), а также технической аптечки (фильтроэлементы, аккумуляторные батареи, авиагарнитура, фильтры обратного топлива, блоки фильтра и сервоклапана, блоки сбора полетной информации, авиагоризонты, водосливные устройства).

Для безопасности полетов и оперативного ввода воздушных судов после технического обслуживания приобретена ультразвуковая установка для мойки фильтров (масляных, топливных) вертолетов с обучением инженерно-технического персонала (3 человека), в настоящее время производится монтаж и установка оборудования. Следует отметить, что ранее такие работы выполнял только авиазавод по заявке эксплуатанта.

В 2021 году АО «Казавиаспас» успешно прошло сертификацию авиационными властями на право выполнения авиационных работ (Свидетельство KAZ-02/027 от 1 октября 2021 года, со сроком действия на три года), по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (№QZ.145.0011 от 24 ноября 2021 года со сроком на два года), а также авиационного учебного центра (№ KZ66VGL00000141 от 30 ноября 2022 года сроком на два года).

Для обеспечения успешного функционирования авиакомпании, а также для системного управления и высокого качества предоставляемых услуг, адаптированных под ожидания заказчиков, впервые была внедрена интегрированная Система менеджмента качества ISO-9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (№209796/A/0001/UK/RUS от 15 ноября 2022 года), ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (№00.02.1444 от 18 октября 2022 года), ISO 45001:2018 «Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда» (№209796/В/0001/UK/RUS от 15 ноября 2022 года).

В то же время, компания успешно прошла аудит на соответствие полетов над морем, относящихся к полетам в особых условиях, что актуально в рамках реализации Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года.

АО «Казавиаспас», являющееся субъектом квазигосударственного сектора, также подвергается государственному аудиту и контролю всеми органами государственного финансового контроля. Планы развития Общества и отчеты по исполнению планов развития, где отражены финансовые показатели АО «Казавиаспас», утвержденные Советом директоров размещаются на портале gosreestr.kz, годовая финансовая отчетность, утвержденная Советом директоров, также размещается в депозитарии финансовой отчетности МФ РК https://esso-reports. gosreestr.kz и на сайте Общества https://kazaviaspas.kz.

В то же время, показатели финансово-хозяйственной деятельности за последние семь лет показывает выправление ситуации по переводу организации из убыточного состояния в прибыльное в течение 2020-2022 годов.

Справочно: фактический доход за 2016 год составил 2 714,5млн. тг, фактический расход - 2 785,7млн.тг, убыток  – 71,2млн.тг; фактический доход за 2017 год составил 5 091,9млн.тг, фактический расход - 5 977,4млн.тг, убыток – 885,5млн.тг; фактический доход за 2018 год составил 4 013,3млн.тг, фактический расход - 6 854,3млн.тг,  убыток  - 2 841млн.тг, фактический доход за 2019 год составил 6 192,0млн.тг, фактический расход - 6 199,4млн.тг,  убыток – 7,4 . тенге, фактический доход за 2020 год составил 7 698,1млн.тг, фактический расход - 7 689,5млн.тг, прибыль – 8,6млн.тг; фактический доход за 2021 год составил 9 030,9 млн.тг, фактический расход - 9 015,9млн.тг, прибыль – 14, 9 млн.тг; фактический доход за 2022 год составил 14 995,2млн.тг, фактический расход - 14 953,1млн.тг, прибыль – 42,1млн.тг.

Вместе с тем, в целях обеспечения безопасности полетов и выполнения производственных заданий для проведения необходимой наземной подготовки, летных тренировок, квалификационных проверок летного состава АО «Казавиаспас» подготовлены инструкторы по 3 пилота-инструктора на вертолеты российского и западного производства.

Кроме того, проработан вопрос привлечения пилотов-инструкторов Федеративной Республики Германия. Данный шаг продиктован необходимостью обеспечения соответствия уровня подготовки летного состава АО «Казавиаспас» международным стандартам. Следует отметить, что в текущем году отрасль гражданской авиации Казахстана будет проверен аудиторами ИКАО в рамках Координированной валидационной миссии ИКАО на уровень соответствия стандартам безопасности полетов. Данный аудит проходит с участием представителей и экспертов авиационных властей зарубежных стран, успешное прохождение которого с повышением уровня соответствия стандартам безопасности полетов является основной задачей для отрасли нашей страны.

Авиакомпания за счет собственных средств осуществляет поддержание профессионального уровня летно-технического состава, расходы на которое в сравнении 2020-2022 годов выросло в 2,3 раза. За этот период работники летной и инженерно-авиационной служб прошли 2 166 обучений по 141 курсу (2020 г. 21 курс 304 слушателей, 2021 г. 43 курса 1009 слушателей, 2022г. 77 курсов 853 слушателей) на общую сумму порядка 1 млрд.тенге.

На сегодняшний день, с целью расширения области осуществления полетов летный состав подготовлен с допуском к полетам в горной местности (Н=2000м – 8 пилотов, Н=3000м – 1 пилот, Н=3500м – 1 пилот), проведены дополнительные курсы  по выживанию над водной поверхностью, прорабатывается вопрос по подготовке к полетам по приборам (в ночное время). Для повышения уровня знаний инженеров (январь 2023г.) 4 работника прошли курс Gen FAN  в Германии. Проведено обучение инженерно-технического состава на выполнение всех видов и форм технического обслуживания на вертолетах Ми-8АМТ, что позволило в 2022 году провести собственными силами форму по налету 500 часов на одном вертолете, в текущем году на одном воздушном судне идет выполнение данной формы, планируется еще на двух вертолетах.

Одной из основополагающей части обеспечения безопасности полетов является также квалифицированные кадры, минимизирующие влияния человеческого фактора. Проблема дефицита кадров в авиационной отрасли существует в мировом сообществе.

Совершенствование профессиональных кадров требует повышение ответственности учебных заведений за качество их подготовки наряду с обеспечением соответствия образовательных программ и методик требованиям международных конвенций. В Казахстане таким стандартам соответствует Академия гражданской авиации, обеспечивающая образовательные гранты с прохождением полноценной практики.

В свою очередь, в сфере развития кадрового потенциала АО «Казавиаспас» заключен Меморандум с Академией о совместной деятельности по подготовке авиационного персонала (от 06 августа 2020 года), согласно которой в АО «Казавиаспас» в период 2020-2022 гг. трудоустроены 63 выпускника (2020г. -  13, 2021 г. – 23, 2022 – 27), а также в текущем году планируется принять на работу еще 33 выпускника. Следует отметить, что 52,4% выпускников работают в летной службе, 44,4% в инженерную службу и 3,2% в подразделение контроля качества.

С 2020 года проводится работа по усилению подразделения контроля качества и безопасности полетов. Так, увеличилась штатная численность на 16 единиц (в 2020 году - 19 человек, в 2023 году  - 35 человек). По примеру ведущих эксплуатантов мира вновь введена должность специалиста по оценке рисков, осуществляющего на систематической основе выявление рисков для обеспечения безопасности полетов. Для оперативности и объективности, а также расширения возможности при расшифровке полетной информации приобретена современная программа «WinArm 32». В свою очередь, специалисты  по расшифровке полетной информации прошли обучение в Федеральном автономном учреждении «Авиационный регистр РФ».

Руководители подразделений Службы контроля качества и безопасности полетов допущены к участию в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с прохождением соответствующего обучения, а одним специалистом пройдено обучение по программе Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации.

Согласно Правилам производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан проведена работа по установке GPS трекеров на воздушных судах для определения местоположения, слежения и уведомления об аварийной ситуации при наступлении такой ситуации.

В целях повышения эффективности работы и поддержания высокой готовности авиационного персонала к выполнению полетов, вновь образована психологическая служба, осуществляющая мероприятия по изучению и корректировки влияния психологических и организационных факторов производства на трудовую деятельность личного состава. Данная служба имеет инновационный подход к системе психологической подготовки сотрудников с применением новейших прикладных технологий, современных разработок в области  нейрофизиологии и когнитивной психологии, для проведения которых приобретено уникальное оборудование.

В целях создания условий для хранения и технического обслуживания воздушных судов для организации линейных технических станций проведена работа с местными исполнительными органами по выделению земельных участков с доступом на перрон аэропортов Кызылорда (0,15га) и Тараз (0,55га), в городе Астане государством передан участок площадью 3га под строительство центральной производственной базы, в долгосрочной аренде находится участок в городе Уральск (1га). В настоящее время, такая же работа по выделению земельных участков ведется с акиматами Абайской (аэропорт Семей - 1га), Восточно-Казахстанской (аэропорт Усть-Каменогорск - 1га), Жетысуской (аэропорт Талдыкорган - 1га), Туркестанской (аэропорт Туркестан - 1га) и Улытауской (аэропорт Жезказган - 1га) областей.

В то же время, для строительства ангаров по требованиям строительных норм и правил разработана проектно-сметная документация, которая в настоящее время проходит комплексную вневедомственную экспертизу по проекту. Одновременно проходят экономическую экспертизу на ПСД еще два проекта в Министерстве национальной экономики.

В существующих ангарах произведен ремонт и проведены мероприятия по устранению недостатков (Актау, Актобе, Боралдай, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Талдыкорган, Усть-Каменогорск), приобретены и установлены на территории аэропортов Тараз и Шымкент блок-контейнеры (40 футовый) с подключением к коммуникационным системам.

В целом, имеется 10 собственных ангаров (Актау, Актобе, Атырау, Боралдай, Балхаш, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Талдыкорган, Усть-Каменогорск), при этом на сегодняшний день арендованы еще 5 ангаров в гг. Астана (2ангара), Жезказган, Караганда и Уральск.

С целью оптимизации производственной деятельности согласно требованиям и нормам проведена организационно-штатные преобразования. В Летную службу в соответствии с требованиями Правил организации рабочего времени и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (приказ МИР РК от 27.02.2015 года № 250) для полноценной организации дежурства и производственных полетов принят коэффициент 2,5 экипажа на одно ВС.

Образован Отдел инжиниринга с расширением на 11ед., что продиктовано требованиями Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан (приказ МИИР от 30 апреля 2015 года № 551), где отдельно выведены нормы по поддержанию летной годности (совокупность процессов, обеспечивающих в течение срока эксплуатации ВС соответствие ВС действующим требованиям норм летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан) и ведению эксплуатационной и ремонтной документации (документация, разрабатываемая разработчиком воздушного судна и/или его компонента и устанавливающая организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации воздушных судов и/или его компонентов, их техническое обслуживание и ремонт). Внедрена должность инженера по надежности для обеспечения повышения надежности авиационной техники путем разработки и выполнения профилактических мероприятий, составления анализа дефектов и отказов авиационной техники с разработкой рекомендаций по устранению неисправностей, мероприятий по предотвращению, устранению отказов авиационной техники и сокращению сроков их устранения.

Производственно-диспетчерская служба преобразована в Центр оперативного управления с расширением дежурной части для обеспечения нахождения в дежурные сутки 2-х работников одновременно для качественного выполнения заявок и исключения факторов задержки прохождения информации по полетам.

В целях обеспечения централизации всех производственных процессов, что усиливает производственную мощность компании и обеспечивает распределение полномочий между подразделениями для принятия решений при обеспечении внутренних процессов, в том числе по безопасности полетов, были передислоцированы из города Алматы в Астану служба контроля качества и безопасности полетов, подразделение по подготовке персонала, а также авиационный учебный центр.

С целью создания условий для несения дежурств экипажей в регионах арендуются на долгосрочной основе жилье для сотрудников и организована доставка работников до аэропортов на служебном автотранспорте.

В целом можно констатировать, что авиакомпания принимает необходимые меры по обеспечению необходимого уровня безопасности полетов путем проведения вышеперечисленных мероприятий.

 

 

Б. Абайдильдинов